30 лет назад Милтон Бредли (Milton Bradley) представил миру первую портативную игровую видеосистему со сменными картриджами – Microvision. Вплоть до 1979 года мобильные игровые устройства были ограничены одной программой или их фиксированным набором. После дебюта Nintendo Game Boy десятилетие спустя рынок основанных на картриджах консолей буквально взорвался. К сегодняшнему дню индустрия мобильных электронных развлечений выросла до огромных масштабов, и до появления таких продуктов, как PSP, она пережила немало примеров взлётов и падений. 1. Milton Bradley Microvision (1979) 2. Entex Select-A-Game Machine (1981)
Это невзрачное устройство заполняло нишу между портативными консолями и настольными решениями. Entex разработала SAG для двух игроков, система при этом должна была располагаться на какой-либо поверхности. Однако один игрок легко мог удерживать её в руках. "Вакуумный флуоресцентный дисплей" содержал матрицу из 7 х 16 элементов. Компания выпустила всего шесть картриджей для SAG, большинство из них – это различные версии Pac-Man и Space Invaders.
3. Epoch Game Pocket Computer (1984)
В некотором смысле этот "Игровой карманный компьютер" был предшественником Nintendo Game Boy. Продававшаяся только в Японии консоль имела чёрно-белый ЖК-дисплей без подсветки с разрешением 75 х 64 и работала с небольшими сменными картриджами. Дизайн воплощал подобный геймпаду стиль игры с расположенными по сторонам органами управления двух типов. Японские потребители не приняли этот продукт, и Epoch пришлось свернуть производство после выпуска пяти игр.
4. Nintendo Game Boy (1989)
Чрезвычайно популярное устройство вышло на рынок 20 лет назад. Благодаря длительному времени автономной работы батарей и таким хитам, как Tetris, компании удалось продать более 100 млн моделей оригинальной серии Game Boy (без учёта Game Boy Advance) по всему миру на сегодняшний день, что делает консоль одним из самых популярных продуктов в истории индустрии видеоигр. Аппаратное обеспечение представляло собой 4-МГц процессор, дисплей 160 х 144, 8 Кб основной памяти и 8 Кб видеопамяти.
5. Atari Lynx (1989)
Как и Game Boy, Atari Lynx отмечает 20-летие. Это первая портативная игровая консоль с цветным жидкокристаллическим экраном. Изначально устройство носило название Handy Boy, когда разрабатывалось компанией Epyx. В 1989 году Atari приобрела её и переименовала устройство в Lynx ("рысь"). В 1991 году была представлена вторая модель серии - Lynx II, обладавшая более компактными размерами.
6. NEC TurboExpress (1990)
Консоль TurboExpress примечательна тем, что была первой портативной моделью, работавшей с картриджами от обычной домашней приставки, в данном случае TurboGrafx-16. Однако дешевизной она не отличалась - $250 в 1990 году эквивалентны сегодняшним $413.
7. Sega Game Gear (1990)
В Game Gear использовались технологии, на которых основывалась работа 8-битной Sega Master System. Портативная консоль с цветным экраном была относительно доступной в плане стоимости и пользовалась большим спросом, нежели TurboExpress и Atari Lynx, в частности, из-за поддержки популярных игр вроде Sonic. Также не исключается эффект "ореола" над продукцией Sega благодаря её успешной домашней приставке Genesis.
8. Sega Genesis Nomad (1995)
Sega представила крупную и быстро "съедающую" батареи консоль Nomad в не самый удачный для компании период. Рынок был перенасыщен несколькими несовместимыми платформами: Genesis, Sega CD, 32X, 32X CD, Game Gear, Pico и Master System. В результате объём продаж не оправдал ожиданий, хотя у системы была "изюминка": как и TurboExpress, она поддерживала работу с картриджами от настольной приставки своего производителя – Sega Genesis.
9. Tiger Game.com (1997)
В 1997 году компания Tiger Electronics была влиятельным игроком на рынке портативных консолей, поэтому её намерение конкурировать с Nintendo Game Boy не удивляло. Новым "блокбастером" должен был стать продукт Game.com – первое устройство с сенсорным экраном и поддержкой соединения с сетью. Однако декларировать возможности недостаточно: функциональность не отличалась удобством, поскольку для выхода в Интернет требовались отдельный картридж и модемный кабель, не вписывавшиеся в концепцию портативного решения. Годом позже появилась модификация под названием Pocket Pro, стоимость которой пришлось снизить до $30. Тем не менее, должного внимания потребителей и этот шаг не привлёк.
10. Nintendo Game Boy Color (1998)
Через девять лет после выхода на рынок Game Boy Nintendo представила версию консоли с цветным экраном. Подсветка всё ещё отсутствовала, но этот недостаток компенсировался относительно низкой стоимостью и длительным временем работы батареи. Устройство сохраняло совместимость с предшественником и продлило доминирование Nintendo на рынке мобильных игровых платформ на несколько лет.
11. SNK Neo Geo Pocket Color (1999)
В 1998 году SNK выпустила свою первую портативную консоль Neo Geo Pocket в Японии. Монохромный дисплей выглядел устаревшим, и годом позже появилась Neo Geo Pocket Color (NGPC), поставки которой осуществлялись в глобальном масштабе. Почти десятилетие NGPC составляла конкуренцию серии Game Boy благодаря качественному ПО, длительной автономной работе без подзарядки и низкой стоимости. Однако преимущество в игровом контенте всё же было на стороне Game Boy.
12. Nintendo Game Boy Advance (2001)
К 2000 году предыдущие модели линейки Game Boy уже не соответствовали уровню развития рынка, требовавшего от портативных консолей наличия полноценного цветного экрана. В 2001 году Nintendo выпускает Game Boy Advance с 32-битной цветовой палитрой дисплея, однако снова без подсветки. В отличие от Game Boy Color с 56 одновременно отображаемыми цветами модифицированная версия поддерживала 512. В 2003 году разработчики наконец добавили подсветку в "раскладушку" Game Boy SP, а сверхпортативная модель Game Boy Micro увидела свет в 2005 году.
13. Game Park GP32 (2001)
GP32 от корейской компании Game Park запомнилась тем, что это была первая консоль, для которой разработчики имели возможность создавать и распространять собственные приложения. Игры хранились на стандартных носителях SmartMedia. Под эту платформу в короткие сроки были написаны эмуляторы, позволявшие запускать игры от других (обычно более старых) систем.
14. Nokia N-Gage (2003) и Tiger Telematics Gizmondo (2005)
Это были два разных мобильных устройства, связывали которые провальные продажи. В N-Gage присутствовали функции консоли и мобильного телефона, и ни одна из них не дотягивала до уровня реализации в существовавших на рынке раздельных решениях. А Gizmondo погубила непродуманная маркетинговая кампания, хотя аппаратное обеспечение выглядело многообещающе: процессор Samsung ARM9 400 МГц, 128-битный графический ускоритель NVIDIA GeForce 3D 4500, 64 Мб памяти, поддержка Bluetooth, GSM, GPRS, GPS.
15. Nintendo DS (2004)
Желая продолжить традицию многомиллионных продаж устройств серии Game Boy, компания представила в 2004 году DS – консоль с двумя экранами, один из которых был сенсорным. Многие скептики считали такое решение чрезмерным и предсказывали продукту провал, но последней смеялась Nintendo: на сегодняшний день объём продаж устройства составил 113,48 млн единиц в глобальном масштабе. В 2006 году последовала более компактная модель DS Lite.
16. Sony PlayStation Portable (2004)
Известный бренд PlayStation практически гарантировал, что новая консоль Sony станет сильным конкурентом для Nintendo DS. Многие критики отмечали вероятную победу PSP в споре за первое место на рынке мобильных игровых платформ из-за качества реализации графики, мультимедиа- и сетевых возможностей. Тем не менее, DS обошла PSP в соотношении 2:1 по количеству продаж. Существует три модификации PSP: PSP-2000 (появилась в 2007), PSP-3000 (2008) и PSP Go.
17. Настоящее и будущее
В текущем поколении портативных устройств грань между компьютерами, мультимедиа-устройствами и игровыми консолями размыта, в том числе благодаря выходу в Интернет через беспроводной интерфейс и распространение игр через Всемирную паутину – возможности, используемые iPhone и iPod Touch. Успех App Store подтолкнул Nintendo и Sony реализовать онлайн-функции в Nintendo DSi и PSP Go соответственно.
|